Майлз Маллесон (англ. Miles Malleson - английский актёр театра, кино и телевидения,
сценарист и драматург. Амплуа - «одурманенный судья», «старый доктор-мямля»,
«академик», прочие эксцентричные роли. Двоюродный брат писательницы Люси
Маллесон.
Уильям Майлз Маллесон родился 25 мая 1888 года в городке Кройдон, южном пригороде
Лондона (ныне - часть Большого Лондона, административный центр одноимённого боро).
Отец - Эдмунд Тейлор Маллесон (1859-1909), работал химиком на производстве. Мать - Мирра
Битиния Франсис Боррелл (1863-1931), с отцовской стороны внучка известного нумизмата
Генри Боррелла (1795-1851), с материнской стороны - внучка известного солдата,
дипломата, революционера, воздухоплавателя, писателя и изобретателя Фрэнсиса
Макерони (1788-1846).
Уильям учился в колледже Брайтон (Brighton College) в Сассексе, и колледже Эммануэля (Emmanuel
College) в Кембридже. Будучи студентом, Маллесон впервые появился на сцене в ноябре 1909
года, сыграв раба Сосия в Кембриджской греческой пьесе Аристофана «Осы», которая
раз в два года ставилась в Новом театре Кембриджа.
С 1911 года Маллесон стал появляться на театральных подмостках, в 1921 году состоялся
его дебют на широком экране (полноценную карьеру актёра начал с 1930 года), в 1949 году
зрители впервые увидели актёра на телеэкране. Театральному мастерству Маллесон
учился у известного педагога Герберта Бирбома Три в Академии драматического
искусства (Herbert Beerbohm Tree's Academy of
Dramatic Art), которая позже была переименована в Королевскую академию драматического
искусства (RADA).. Именно здесь в 1913 году он познакомился со своей будущей первой
женой.
В 1914 году, в связи с началом войны, Маллесон был призван в армию. Служил на Мальте (в
то время - колония Великобритании), но недолго: уже в январе 1915 года он был
комиссован и вернулся домой, так как сумел убедить командование, что является
«отказником совести».
Свою первую пьесу он написал в 1913 году и, в отличие от персонажей, которых он часто
изображал на экране, придерживался социально прогрессивных взглядов, которые
часто отражались в его творчестве. Его работы включали две пьесы о Первой мировой
войне, «Рота Д» и «Черная воля», а также одну о мучениках Толпаддла. Он также
работал сценаристом над двумя документальными фильмами Пола Рота «
Земля обетованная» (1946) и «World of Plenty » (1943). Его самый плодотворный период
в качестве сценариста пришелся на 1930-1940-е годы, первоначально на такие
исторические сюжеты, как «
Nell
Gwyn» (1934), «
Родос Африки» (1936)
и «
Виктория Великая» (1937).
Майлз Маллесон был первым председателем Ассоциации сценаристов, предшественницы
Гильдии сценаристов Великобритании, основанной в 1937 году.
Во многих фильмах, снятых по его сценариям, Маллесон также начал сниматься во
второстепенных ролях. С середины 30-х годов он стал пользоваться все большим
спросом как актер, и как сценарист. За следующие 30 лет он снялся почти в 100 фильмах,
снявшись во всем, от триллеров Альфреда Хичкока и комедий Илинга до ужасов
Хаммера.
Он впервые обратил на себя зрительское внимание ролью водителя катафалка в
сборнике илингских чиллеров «
Глубокой
ночью» (1945), после чего он начал получать все большие и лучшие роли. Он особенно
запомнился ролями философского палача в «Добрых сердцах и коронах» (1949), каноника
Ризубла в «
Как важно быть серьезным» (1952), доктора МакАдама в «
Глупость, ставшая мудростью» (1952), адвоката Граймса в «
Свояки» (1957) и
Уиндраша-старшего в «
Путь рядового»
(1956) и «
Всё
в порядке, Джек» (1959).
Ближе к концу своей карьеры он продолжал сниматься в эпизодических ролях в
комедийных фильмах и несколько раз появлялся в фильмах ужасов британской
киностудии «Хаммер», включая «Дракулу» (1958) и «Собаку Баскервилей» (1959).
Маллесон имел характерную внешность, которая во многом поспособствовала его
успешной актёрской карьере. Он был высоким и стройным, но с сильно выделяющимся
двойным подбородком и заострённым носом. Манера поведения - мягкая и рассеянная,
голос - мягкий и высокий. К середине 1960-х годов у Маллесона, в связи с возрастом,
сильно испортилось зрение, из-за чего последние годы жизни он не снимался.
Личная жизнь
Майлз Маллесон был женат трижды. Первой его женой стала писательница и
малоизвестная актриса Констанс Мэри Аннесли; также известна под псевдонимом
Колетт О’Нил, с которой актёр познакомился в 1913 году, обучаясь в Академии
драматического искусства.
Брак был заключён в 1915 году, в 1923 году последовал развод. Оба супруга были
социалистами, поэтом жили в «открытом браке».
Второй женой актёра стала врач-контрацептолог и известный борец за легализацию
абортов Джоан Биллсон. Брак был заключён в 1923 году, в 1940 году последовал развод.
Третьей женой Маллесона стала эмигрантка из России Татьяна Левина, которая в
Великобритании стала достаточно известным режиссёром, актрисой, продюсером и
сценаристом. Брак был заключён в 1946 году, и с ней Маллесон был в браке 23 года, до
самой своей смерти в 1969 году, хотя последние годы пожилая пара жила раздельно.
Первая жена была младше Маллесона на 7 лет, вторая - на 11, третья - на 21 год.
Смерть
Майлз Маллесон скончался 15 марта 1969 года после операции по удалению катаракты в
Лондоне на 81-м году жизни. Церемония прощания с актёром прошла в самой известной
церкви Лондона - Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, прощальные речи произнесли, в том числе,
такие звёзды как Сибил Торндайк и Лоуренс Оливье. Прах Маллесона был кремирован.