Паскуа́ле Фе́ста-Кампани́ле (ит. Pasquale Festa Campanile (г. Мельфи, Базиликата, 28 июля
1927 - Рим, 25 февраля 1986) - итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр.
Феста-Кампаниле - бесспорный мэтр комедии по-итальянски, обеспечившей
непрерывность развития и расцвет послевоенного итальянского кинематографа;
сценарист, создавший для молодого Алена Делона образ Рокко в фильме Висконти «
Рокко
и его братья»; режиссёр, снявший Адриано Челентано в фильмах «Бинго-Бонго» и «По
рукам!», побивших все кассовые рекорды «золотого века» итальянского
кинематографа; создатель римской комедии «
Ругантино» - лучшего
итальянского мюзикла, арии из которого стали народными песнями; писатель, автор
романов, удостоенных главных национальных литературных наград. За годы
творчества создал свыше восьмидесяти произведений, лучшие из которых являются
золотым фондом итальянской культуры.
Паскуале Феста-Кампаниле родился 28 июля 1927 г. в старинном южно-итальянском городе
Мельфи, в состоятельной семье правоведов. Он был сыном Раффаеле Феста-Кампаниле и
Ольги Паппадà. В 1936 г. семья его отца переехала в Рим, который в дальнейшем стал
не только местом действия, но и героем его многочисленных произведений, а
колоритный язык римлян - одной из постоянных коннотат поэтики комедии
по-итальянски, основного жанра «розового неореализма».
В раннем возрасте Паскуале поступил в престижный римский лицей им. Юлия Цезаря, по
окончании которого изучал юриспруденцию в Римском университете. Здесь в 1949 г. он
познакомился с Массимо Франчоза, молодым преподавателем римского права, с
которым на долгие годы сложился их творческий союз. «Я поставил ему „пятерку“ на
экзамене, на следующий день он зашел меня поблагодарить, и мы сдружились. Мы
написали гору киносценариев, на которые в ту пору не было спроса».
Первые опыты в литературе и кино
Ещё в университетские годы Паскуале Феста-Кампаниле начал сотрудничество с
римскими газетами и журналами, где публиковал короткие рассказы и в 1948 г. получил
свою первую литературную награду - премию «Каравелла» за новеллы «Вавилон за
городскими стенами», «Пещерные жители», «Приземление на родину лото»,
«Возвращение на остров», «Испания в Сарагосе». Массимо Франчоза одновременно с
преподавательской работой был редактором знаменитого журнала «La Fiera Letteraria»
(«Литературная ярмарка»), которым руководил маститый поэт Винченцо Кардарелли
(1887-1959), продвигавший молодые таланты послевоенной литературы. Феста-Кампаниле
стал внештатным сотрудником, а вскоре и штатным редактором журнала. В
«Литературной ярмарке» он вёл две рубрики: «Что делают итальянские писатели» и
«Что делают итальянские кинематографисты», которые позволили ему войти в мир
большой литературы и кино: Пратолини, Моравиа, Висконти, Дзаваттини, Феллини,
Дзампа, Кастеллани, Берто стали его собеседниками, учителями и друзьями. Это были
годы формирования Паскуале Феста-Кампаниле, совпавшие с расцветом неореализма,
который оставил неизгладимый след в его творческой биографии.
В 1949 г. Феста-Кампаниле и Франчоза дебютировали в кинематографе; по их сценарию
«Фадиджа - закон вендетты» режиссёр Роберто Бьянки Монтеро снял фильм о
междоусобицах сардинских землепашцев и пастухов. Основным занятием
Феста-Кампаниле до 1955 г. был журнализм - он работал на радио, телевидении,
публиковался в журнале Роберто Лонги «Paragone», за эту деятельность был удостоен
журналисткой премии Марцотто.
Переломным стал 1955 г., когда по сценарию Феста-Кампаниле и Франчозы вышел фильм «
Влюблённые», снятый Мауро Болоньини. «
Влюблённые» -
манифест «розового неореализма». Фильм обозначил отход итальянского
кинематографа от пережившей себя поэтики неореализма, уже неспособной выразить
проблемы и чаяния стремительно меняющегося мира. Закончившийся по всеобщему
согласию на фильме «Умберто Д.» Де Сики и Дзаватиини неореализм уступил место
младшему брату. «Розовый неореализм» - это драматическая реальность, выраженная
комедийными средствами. В фильме «
Влюблённые»
Феста-Кампаниле отошёл от эпизодической структуры комедии, скроенной для
великого актёра-комика (напр., Сорди, Манфреди, Гассмана, Тоньяцци), и возвратился к
классической комедии Гольдони, погружённой в окружающую жизнь, в данном случае к
его одноимённой комедии «
Влюблённые».
В 1957 г. Паскуале Феста-Кампаниле дебютировал на литературном поприще романом
«Бабушка Сабелла», которому авторитетное жюри (в составе Унгаретти, Карло Бо,
Витторини, Джованни Баттиста Анджолетти , Бетокки, Леоне Пиччони) присудило
главную награду - премию «Король друзей» (Il Re degli Amici) за лучший юмористический
роман. Успех «Бабушки Сабеллы» закрепил одноимённый фильм Дино Ризи, снятый в том
же году и удостоенный «Золотой раковины», главной премии фестиваля в
Сан-Себастьяне. Кассовый сбор от его проката убедил Феста-Кампаниле в том, что
путь к широкому успеху лежит через кинематограф. В дальнейшем, однако, он с
сожалением говорил, что «зря потратил столько времени на кино в ущерб
литературе».
Сценарист
Ошеломительный успех фильма «
Бедные, но красивые», снятого Дино Ризи в том же году по сценарию
Феста-Кампаниле и Франчозы, обозначил победу «розового неореализма». Её
закрепили два сиквела «Бедные, но красавицы» (1957) и «Бедные миллионеры» (1958), оба
снятые Дино Ризи, и фильм Мауро Болоньини «
Молодые
мужья», удостоенный премии Каннского фестиваля за лучший оригинальный
сценарий. Паскуале Феста-Кампаниле и его соавтор стали менторами комедии
по-итальянски. Трилогия о «красивых, но бедных» имела решающее значение для
развития итальянского кино, впервые заговорившего о личных проблемах молодежи,
пролетариев и мелкой буржуазии. Лукино Висконти обратил внимание на эти фильмы и
привлёк Феста-Кампаниле и его соавтора к написанию сценария «
Рокко и его братья».
Висконти высоко оценил работу сценаристов: «Феста-Кампаниле и Франчоза, оба
южане, внесли неоценимый вклад в разработку психологии образов и создание
блестящих диалогов. Если верно, что в фильмах, снятых по сценариям Феста-Кампаниле
и Франчозы такими разными режиссёрами как Де Сика, Болоньини, Дзампа, Петрони,
Камерини («Отдых на Искье», 1957), Орландини («
Все влюблены», 1959),
Франчолини («
Фердинанд I, король
Неаполя», 1959) превалирует почерк сценаристов, то столь же верно, что опыт работы с
Висконти проложил путь Феста-Кампаниле в режиссуру, показал, «кто является
настоящим автором фильма»[18].
Обреченные на успех, сценаристы не покладая рук писали комедийные истории для
Альберто Сорди «
Венеция, луна и ты» (Д. Ризи, 1958), «Он вор и она воровка» (Л. Дзампа, 1958), для
Массимо Джиротти («Стокилометровка» Петрони, 1959), и сценарии к драматическим
фильмам "Следователь (Л. Дзампа, 1959), «
Убийца» (Э. Петри, 1961) с Мастроянни в
главной роли, «Ферма Виачча» (М. Болоньини, 1961), в котором снимались Клаудия
Кардинале и Жан-Поль Бельмондо.
1962 год в творческой биографии сценариста ознаменовался выходом фильма Нанни Лоя
«
Четыре дня Неаполя», в котором достигла полноты звучания хоральноть
поэтики Феста-Кампаниле: героем фильма стал неаполитанский народ, стихийно
восставший в сентябре 1943 года и за четыре дня до высадки союзников изгнавший из
города немецких оккупантов. В 1963 году фильм был номинирован на «Оскар» как лучший
иностранный фильм, а в 1964 - как лучший оригинальный сценарий.
В 1963 году состоялся шумный дебют в итальянском кино Марко Феррери, вернувшегося
из Испании опытным режиссёром. По сценарию Феста-Кампаниле и Франчозы он снял
фильм «Современная история: Пчеломатка», сатиру на институт церковного брака.
Любви, отношениям влюблённых и супружеских пар, сексуальной ориентации и вкусам
итальянцев, насущной проблеме гражданского развода посвящен фильм «В Италии это
называют любовью» (реж. Вирджилио Сабель, 1963), относящийся к популярному в те годы
жанру фильма-«социального опроса».
Три года спустя после «Рокко и его братьев» Висконти заручился участием
сценаристов в создании «
Леопарда» - переложении на
киноязык одноимённого исторического романа Джузеппе Томази ди Лампедуза. Фильм,
в котором снимались Ален Делон, Берт Ланкастер и Клаудия Кардинале, получил
Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1963 г., стал шедевром мирового
кино и включён Мартином Скорсезе в список 12 лучших фильмов всех времен и
народов[23].
Итальянский кинематограф середины 1960-х годов переживал период своего расцвета.
Утверждались крупные имена - Висконти, Антониони, Феллини, вливались свежие силы -
Феррери, Пазолини, Беллоккьо, Петри, Бертолуччи, Росси и другие; комедия
по-итальянски достигла своих вершин в плодотворном сотрудничестве двух
сценаристов: Феста-Кампаниле и Франчозы. Однако время работы над сценариями
закончилось. Об этом говорил Феста-Кампаниле: «Работа киносценариста обусловлена
многими обстоятельствами, состоит из компромиссов, согласований с режиссёрами,
продюсерами, дистрибьюторами, в конце получаешь продукт, сработанный по заказу...
Помимо того, что мне хотелось быть режиссёром, выражаться по-своему средствами
кино, я вдобавок ко всему выдохся - после полусотни сценариев мне надоел
письменный стол, пишущая машинка, бумага. Разница между одной и другой работой
огромная, проблемы совершенно другие. Как сценарист ты думаешь одним образом, а
как режиссёр сталкиваешься с совершенно другой действительностью,
представленной всеми - от продюсера, до актёра и техработников...»
Режиссёр
Дебют Феста-Кампаниле в кинорежиссуре состоялся в 1963 г. По собственному сценарию
Феста-Кампаниле и Франчоза сняли фильм «Попытка полюбить», в котором подняли
«запатентованную» Антониони тему некоммуникабельности, но решили её
собственными выразительными средствами. Это рассказ об адюльтере пресыщенных
жизнью буржуа. Попытка полюбить так и остается попыткой, завершающейся
экзистенциальной скукой. Фильм «
Белые голоса» (1964)
вынес Феста-Кампаниле и его соавтора на гребень успеха, но поставил точку в их
содружестве, продолжавшемся 15 лет. В работе над этим фильмом впервые не нашла
компромисса разность взглядов на режиссуру, и они расстались. В дальнейшем
Феста-Кампаниле создавал сценарии своих фильмов один или в содружестве с другими
авторами - Васко Пратолини, Луиджи Малерба; особое духовное сродство возникло с
Оттавио Йемма, блестяще воплощавшим в сценарии сюжеты Феста-Кампаниле,
перекладывавшим на киноязык его романы. Их роднило ироничное отношение к жизни,
интерес к «сексуальному воспитанию» итальянцев, внимание к социальным изгоям и
сексуальным меньшинствам. Драматургический принцип Йеммы состоял в развитии
главного действия комедии по нарастающей, без излишних перипетий и почти без
отклонений от главной сюжетной линии.
Став кинорежиссёром, Феста-Кампаниле утвердил себя выдающимся комедиографом ХХ
века наравне с Эдуардо де Филиппо и Дарио Фо. Эстетику своих комедий автор
формулировал следующим образом: «Мои комедии не являются комедиями нравов, а
просто комедиями. Я никогда не любил итальянский социальный контекст настолько,
чтобы высмеивать его пороки в комедиях нравов. По этой причине мои фильмы
называли уклончивыми, далекими от действительности. Это неправда, поскольку я
предпочитаю выражаться скорее парадоксами, а не прямым копированием
реальности».
Парадоксальность Феста-Кампаниле роднит его с пиранделловским юморизмом,
главный принцип которого - «чувство противоположного», перевертыш, зеркальность,
ирония и гротеск, сосуществование двух перспектив - прямой и обратной, текста и
подтекста, смешного и плачевного и т. д. Например, в комедии «Любовью следует
заниматься как следует» автор предупреждал о опасностях, ожидающих сексуальную
вседозволенность. Его тезис: секс, лишенный любви, станет товаром. Но
гиперболизируя совокупления без любви, добивался противоположных и потрясающих
результатов: в период глобального энергетического кризиса, занятия сексом
вырабатывают такое количество энергии, которое способно обеспечить нормальное и
экологически чистое функционирование цивилизации. Авторский тезис был опрокинут
комедийным нарастанием совокуплений, ставших главной заботой государства.
Другими источниками парадоксального комизма была американская комедия slapstick и
Билли Уайлдер: сюжет его трагикомедии «Квартира» позаимствован для фильма «Куда
ты направилась голая?», а фильм «
Никто не совершенен», начиная с названия, построен на финальной реплике
фильма Уайлдера «В джазе только девушки».
Новаторское кино Клода Лелуша, придававшего огромное значение эффектной съемке и
музыке, не прошло бесследно для Феста-Кампаниле, который всегда уделял
пристальное внимание операторской работе, отбору киноактеров и композиторов. У
него снимались выдающиеся актёры-комики Тотò, Сорди, Манфреди, Тоньяцци,
Мастроянни, Гассман, он создавал новые актёрские «маски» - Энрико Монтесано и
Адриано Челентано, достигшие высот своего искусства под его руководством. Он
привлёк к участию в своих фильмах зарубежных актёров, разбавлявших итальянский
комизм - Ж-Л. Трентиньяна, Филиппа Леруа, Томаса Милиана, Рода Стайгера, Тони
Кёртиса, Бена Газзару.
У него снимались богини кино, блестящие актрисы и ослепительные красавицы, не
стеснявшиеся обнажаться: Клаудия Кардинале, Моника Витти, Марианджела Мелато,
Адриана Асти, к которым присоединились зарубежные звезды - Анук Эме, Катрин Денев,
Анни Жирардо, Марина Влади и среди которых особое место в ранних фильмах
Феста-Кампаниле занимала Катрин Спаак, создавшая модель нового образа женщины:
независимой, сексапильной и знающей за собой эти свойства. Секс-символами
следующего десятилетия стали Лаура Антонелли («Певчий дрозд») и Лилли Карати («
Девичье тело»). Музыку для его фильмов писали Эннио Морриконе, Риц
Ортолани, Детто Мариано, Луис Энрикес Бакалов, Армандо Тровайоли и другие
выдающиеся композиторы.
Фильмы Феста-Кампаниле пользовались бешеным зрительским успехом и приносили
невиданные в Италии колоссальные кассовые сборы, что вызывало зависть коллег,
прозывавших его «Миллиардером», как будто зарабатывать деньги не свойственно
киноиндустрии или перестало быть доблестью, ведущей на Аллею славы. Критика и
левого, и правого толка не прощала ему нонконформизм, аполитичность и эротичность
его картин и навесила на него ярлык коммерческого режиссёра. Современная
академическая, объективная критика восстановила справедливость. За двадцать лет
режиссёрской работы Феста-Кампаниле снял сорок два фильма. «Я привык работать по
18-19 часов в день, поддерживая себя кофе и граппой и выкуривая по сотне сигарет... На
пятой скорости я работаю с удовольствием». Сквозной темой его комедий являлись
супружеские или внесупружеские отношения разнополой или однополой пары (Эти же
отношения стали главными в мастерски снятом им триллере «Кровавый автостоп»).
Режиссёр, как правило, рассматривал крайние, лишённые правдоподобия и граничащие
с абсурдом ситуации, в которых заключается источник смеха.
В режиссёрских работах 1960-х годов выделяются фильмы, снятые с бельгийской
актрисой Катрин Спаак: «Адюльтер по-итальянски», «Муж мой, и я прикончу его, когда
мне захочется» и «Матриарх», своеобразная трилогия о женской эмансипации и
утверждении женских прав на волне молодёжной и сексуальной революции: мы словно
вернулись на стадию матриархата, где партнера выбирает не он, а она. Режиссёр
позиционировал себя феминистом. В фильме «Когда женщины были хвостатыми»,
открывающем 1970-е годы, автор погрузился в антропологию секса и к истокам комизма.
Комическое рождается из столкновений персонажей с деформирующей их
действительностью: был кто-то, стал никто, а затем превратился в сто тысяч; такова
пиранделловская парабола, которую проживает виолончелист Никколò Вивальди в
одном из лучших фильмов Феста-Кампаниле «Певчий дрозд» (1971). Другими комедийными
работами этого десятилетия являются «Пендель» (1974), «Признайся, что ты делаешь все
для меня» (1976), «Дорогая жена» (1977), «Как потерять жену и найти любовницу» (1978), среди
которых выделяется шедевр «Любовью следует заниматься как следует» (1975).
Фильм снят по одноимённому роману, который Феста-Кампаниле создал в том же году, в
разгар глобального нефтяного кризиса. И новая книга, и снятый по ней
научно-фантастический фильм предсказывают развитие общества к 2000 году: над
романтической любовью возобладает голый секс, который заменит нефть и станет
источником экологически чистой энергии, обеспечивающей рабочие места,
социальный порядок и благополучие цивилизации. Тему меркантилизации секса
режиссёр продолжил в двух последующих блестящих комедиях «Джеджè Беллавита» и
«
Девичье тело». В первом жена-привратница сообразила, что может взимать
плату за сексуальные услуги бездельника мужа, полового гиганта, в которых
нуждаются жилички и жильцы их богатого дома, ранее получавшие их задаром; во
втором - деревенская простушка Терези́н становится обладательницей состояния
своего пигмалиона, сладострастного профессора Кварио, которое она вкладывает в
покупку публичного дома в Мантуе.
В 1970-е годы началось сотрудничество режиссёра с Адриано Челентано. Студия
звукозаписи «Клан Челентано» заказала Паскуале Феста-Кампаниле два фильма: «
Эмигрант» и киноверсию знаменитого мюзикла «
Ругантино», с Челентано и
его женой Клаудией Мори в главных ролях. Это сотрудничество продолжилось в 1980-е
годы, когда режиссёр пригласил Челентано и Монтесано на две главные роли в фильме
«По рукам!». Фильм был специально задуман для двух актёров в новом для Италии
киножанре, состоявшем из двух разных фильмов, т. н. movie movie, мода на которые пришла
из Голливуда вместе с одноимённым фильмом Стенли Донена. Монтесано играет в
фильме «Накоротке с Папой», а Челентано в фильме «Священник-танцор». Объединены
оба фильма общим названием «По рукам!» - репликой Челентано-священника,
отравляющегося с благословления монсиньора на конкурс танцев с надеждой
победить и на премиальные деньги озеленить весь город. Фильм был снят за 21 день и
побил кассовые рекорды - 11 млрд лир (прим. 102 милл. долларов) уступив в рейтинге
только «Крамер против Крамера» (106 милл. долларов). Ещё большим успехом
пользовался «Бинго-Бонго», канонизировавший маску Челентано - он стал иконой
народной культуры.
Полная Биография