Марсель Андре Мулуджи (Marcel André Mouloudji, 1922 - 1994) - французский певец, актёр автор и
исполнитель собственных песен, композитор и художник алжирского происхождения
(по отцу).
Ранние годы
Наверное, Мулуджи можно присвоить титул самого «парижского» из французских
певцов - хотя бы за то, что он вырос на парижских улицах в буквальном смысле этого
слова. У Мулуджи была удивительная, почти сказочная судьба. Он родился в
Бельвилле, парижском квартале бедноты, в далекой от благополучия семье бербера
(алжирского эмигранта) и бретонки. Мать (работавшая уборщицей) страдала от
алкоголизма и закончила свои дни в психлечебнице, оставив двоих сыновей - Марселя
и Андре - на попечение отца. Семья жила в нищете, одно время Марсель даже начал
воровать, но когда его поймали, испугался и перестал.
Отец, каменщик по профессии и коммунист по взглядам, частенько сидел без работы и
посылал детишек на улицу петь за деньги. И вот как-то раз во время такого уличного
концерта на детей наткнулся актёр и режиссер Сильвэн Иткин. Впечатлившись
выступлением, он привел их в театральную труппу «Октябрь». Труппой руководил
прославленный актер Жан-Луи Барро ; с ней были связаны Жак Превер и Жозеф Косма
(тогда еще не знаменитые), и издатель Марсель Дюамель, ставший приёмным отцом этих
детей.
Карьера в театре и кино
В 1936 году состоялась его театральная премьера, тогда же он снялся в картине
Марселя Карне «
Jenny» и к 16
годам стал настоящей звездой киноэкрана. С тех пор фильм следует за фильмом, за 22
года Мулуджи успел сняться в 42 картинах, включая такую классику как «
Беглецы из Сент-Ажиля» (Кристиан-Жак, 1938), «
Boule de suif» (Кристиан-Жак, 1945) и «
Все мы
убийцы» (Андре Кайатт, 1952). Ему даже довелось исполнить роль самого себя (в
картине «Eaux troubles», режиссер Анри Калеф, 1949 год). Кстати, нигде не указывалось имя
Марсель, везде значилось просто «Мулуджи»: это сценическое имя, принятое
артистом, осталось с ним до конца жизни.
После войны Мулуджи посещает бары Сен-Жермен-де-Пре и становится одним из
персонажей легендарной философско-артистической тусовки. Симона де Бовуар часто
упоминает его в своем романе «La force de l'âge», а сам Мулуджи описывает свое вращение
в литературном мире в книге мемуаров «Enrico», позже удостоившейся специального
приза. Возможно, это единственные в мире мемуары, написанные в двадцать (!) лет.
Продолжая активно сниматься в кино, в 1947 году он начинает увлекаться живописью, но
особенно серьезно - пением.
Карьера певца
Первый большой успех приходит к Мулуджи как раз из кино - причем из картины, где он
не снимался. Песня «Плач неверных / La complainte des infidèles», звучащая за кадром в фильме
«La Maison Bonnadieu» (1951) режиссера Карло Рима, становится началом его большого успеха как
певца. Сама песня тоже стала знаменитой, и кто только не пел её вослед.
Первый успех повлек за собой вереницу дальнейших: первая пластинка (не без
участия вездесущего Жака Каннетти), и еще одна великая песня, ставшая визитной
карточкой Мулуджи. За песню «Comme un p’tit coquelicot» в 1952-53 гг. Мулуджи получил две
престижные музыкальные награды: «Grand Prix du disque» и «Prix Charles-Cros». Этот огромный успех
был повторен в 1954 году с песней «Un jour tu verras».
К концу 1950-х годов песня занимает все большее место в жизни Мулуджи. Он
практически оставляет кино (после 1958 года уже не снимается) и полностью посвящает
себя песне. Более того, не довольствуясь ролью простого исполнителя, начинает
писать свои собственные тексты, а порой и музыку. Однако увы - с песней у Мулуджи не
получается того коммерческого успеха, что состоялся с кино. Не исключено, что
роковую роль в этом невезении сыграла знаменитая песня «Дезертир» на стихи Виана.
По причудливому стечению обстоятельств этот ставший впоследствии культовым
анти-милитаристский манифест был впервые исполнен Мулуджи 7 мая 1954 года, в самый
что ни есть день поражения французов при Дьен-бьен-фу во Вьетнаме. Разражается
большой скандал, Мулуджи становится мишенью для нападок политиков и цензоров.
Песня запрещена на радио (запрет продолжался несколько лет), и цензура будет
преследовать певца на протяжении всей жизни.
Мулуджи был ангажированным певцом: активно участвовал в антимилитаристском
движении, долго (хоть не до конца жизни) разделял коммунистические взгляды,
привитые ему с детства отцом. После того как несколько раз он становился жертвой
цензуры, он уже писал и пел все, что ему вздумается, не оглядываясь на последствия.
Биографы и друзья отмечают, что для Мулуджи было важно не приносить своих
убеждений в жертву карьере.
Чем реже были его выступления, тем восторженнее принимала своего кумира верная
публика. Одним из таких праздничных событий стал концерт в Олимпии в 1975 году.
Другие грани таланта
Помимо песенного творчества, Мулуджи написал несколько пьес и поставил спектакли
в театре «Vieux Colombier» по творчеству Превера и Брюана. Мулуджи вообще считается
одним из лучших исполнителей Превера. Втроем с Превером и Косма они творили
чудеса.
Марсель Мулуджи, просто Мулуджи, «Moulou», как звали его близкие друзья, умер 14 июня
1994 года, в возрасте 72 лет. Слишком рано, в разгаре творческих планов и
многочисленных незаконченных проектов, среди которых недописанные картины,
продолжение мемуаров и новый альбом. Он оставил о себе память как о многогранном
артисте (актер театра и кино, писатель, художник, автор текстов песен и
потрясающий исполнитель) и человеке чрезмерно скромном, искреннем, бескорыстном
и верном своим убеждениям. Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез (участок 42).
Мулуджи сумел сделать образцовую карьеру: не идя на уступки и не испытав особых
взлетов, он создал ряд песен, ставших бессмертными. «Голос Мулуджи - писали
критики - это нежный и насмешливый голос парижских предместий. Он сумел пронести
через всю свою жизнь принадлежность к редкой породе истинных парижских
мальчишек. Талант Мулуджи настолько совершенен, что для создания
меланхолического фона, характерного для его персонажа, ему вполне хватает
собственного голоса под напев шарманки или аккордеона».
(Информация взята с сайта
http://sova-f.livejournal.com/229662.html )
Личная жизнь
Луиза Фуке (Louise Fouquet) по прозвищу Лола - была супругой Марселя Мулуджи и его
артистическим агентом с 1943 по 1969 гг.
У актёра есть двое детей: Грегори Мулуджи, родившийся от Лилии Лежпюнер в 1960 году,
и Аннабелль Мулуджи, родившаяся в 1967 году от Николь Тессье. Аннабелль тоже стала
исполнительницей песен. В частности, в 1980-е годы была популярна песня в её
исполнении «Fuis Laurence d’Arabie».
Последней близкой подругой Марселя была Лилианн Патрик.