Ярвет Юри Евгеньевич (Juri Jarvet, до 1938 г. - Георгий Кузнецов) - эстонский советский
актёр театра и кино, режиссёр - родился 18 июня 1919 года.
В 1941- 1946 гг. - танцовщик Таллинского рабочего театра, артист Эстонского
государственного художественного ансамбля.
В 1949 году окончил Таллинский театральный институт.
В 1949 - 1951 гг. - главный режиссер Южно-Эстонского театра.
С 1952 г. - актер Эстонского театра имени В. Кингисеппа.
В кино с 1955 года, первая роль - Роберт в фильме «
Счастье
Андруса».
Автор сценария комедии «
Случайная встреча» (1961, совместно с Ф. Кнорре).
Ярвет - острый, изобретательный актёр, творчество его исполнено фантазии, юмора,
трагизма.
Детство. Учёба
До 19 лет будущий актер носил имя Георгий Кузнецов, но в 1938 году, когда в Эстонии
началась волна переименований, он взял себе эстонские имя и фамилию и стал Юри
Ярветом.
Воспитывался Юри в приемной эстонской семье и очень плохо говорил по-русски,
поэтому во всех российских фильмах его озвучивали русскоязычные актеры (Зиновий
Гердт в фильме «
Король Лир»).
Как большинство мальчишек, в юности Юри Ярвета интересовал спорт. Он с увлечением
занимался гимнастикой, даже стал чемпионом Таллина. К театру прямого интереса
вроде бы и не испытывал, но именно гимнастика связала Ярвета с театром. Однажды
его увидели в спортивном зале хореографы и решили: он может танцевать!
Так в 1940-х годах юный Юри был принят сначала в танцевальную группу Таллиннского
рабочего театра, затем в Государственный ансамбль Эстонской ССР, а в конце концов
он был включён в состав Государственного театра юного зрителя. Вначале в нём
видели только танцора, но уже вскоре стали поручать небольшие роли. И всё же Ярвет
не задержался в театре надолго. Поборов все сомнения, он поступил в Таллинский
театральный институт.
Одновременно с учёбой Юрии Евгеньевич работал в отделе культуры редакции газеты
«Рахва Хяэль» (Голос народа) и на Эстонском радио. После окончания института
Ярвета оставили на Радио, несмотря на то, что весь его курс был направлен на работу
в театр небольшого городка Выру в южной Эстонии.
Театр
Вскоре, однако, и Ярвет отправился вслед за сокурсниками, чтобы там, на сцене
провинциального театра, попробовать себя в качестве режиссёра. Некоторое время
он даже значился главным режиссёром, и всё же это не было окончательно найденной
дорогой, а скорее поисками своего места в искусстве.
Юри Ярвет вырос как актёр на сцене Государственного академического театра драмы
имени Виктора Кингисеппа, который в начале 1950-х годов был наиболее значимым
театром в республике по количеству талантливых актёрских личностей. Сам
Вольдемар Пансо, народный артист СССР, главный режиссёр театра говорил: «Взлёт
Ярвета не был стремительным. Он рос упорно и последовательно, как северный
можжевельник».
Игра Ярвета пассивна, но точна. Он приносил с собой тишину. И хорошо, что он не
провозгласил себя комическим актёром. Он умел играть так, что в его смехе звенела
грусть и трепетала боль.
Глубокое проникновение в сложнейший внутренний мир человека проявилось в таких
ролях моноспектаклей, как Поприщин ("Записки сумашедшего" Н.В.Гоголя) и Крэппа
("Последняя лента Крэппа" С.Беккета), поставленные в театре Ванемуйне в Тарту в
1970-е. Так происходила эволюция творчества Ярвета от артиста пластического
рисунка до мастера внутреннего психологизма.
Тема, связанная с кругом шекспировских идей и героев - сквозная в его творчестве.
Он неслучайно играл в ряде шекспировских пьес, в 1980 сыграл Полония в "Гамлете", и
даже сыграл самого Шекспира в пьесе "Бинго" Э.Бонда, в 1981.
Работа в кино
Юри Ярвет считал себя театральным актёром, и он был абсолютно прав, потому что
именно сцена принесла ему признание и любовь публики. Но известности за пределами
своей республики он обязан кинематографу, хотя Юри Евгеньевич не так уж много и
снимался, - ролей в кино что-то около 30.
В кино Юри Ярвет начал сниматься в 1955 году. Первую свою роль, Роберта, сыграл в
фильме "Счастье Андруса". Известность пришла к нему с ролью профессора О’Рейли в
политическом детективе Саввы Кулиша "Мертвый сезон". В числе лучших работ Юри
Ярвета - роль Снаута в научно-фантастической картине "Солярис", созданной Андреем
Тарковским по роману Станислава Лема. Сыграл актер также и в еще одной
экранизации научно-фантастического произведения - в "Отеле "У погибшего
альпиниста" по книге братьев Стругацких. В роли жандарма графа Сегеди в
телевизионном сериале "Берега", поставленном по книге Чабуа Амирэджиби, Ярвет
настолько убедителен и достоверен, что нельзя не подпасть под большое обаяние его
"отрицательного" героя. В числе прочих создателей этого фильма актер был удостоен
Государственной премии СССР(1981).
По актерскому амплуа Юри Ярвет был и комиком и трагиком, он сам писал скетчи и
интермедии, выступал на телевидении как эстрадный актер. «Я чувствовал, что могу
сыграть любую роль. В драматургию всегда можно что-то привнести...», - так сам
артист говорил о своем творчестве. Были у него «
Молочник из Мяэкюла», «
Безумие», «
Дикий
капитан», «Индрек», «
Школа господина Мауруса», «
Авария», «
Комитет 19-ти» и,
конечно же, «
Король Лир» - роль, о
которой мечтают многие актёры, но сыграть дано далеко не всем.
"Лир"
Григорий Козинцев рассказывал, что он и не пробовал Юри Ярвета на роль короля
Лира. Его ассистент Инна Григорьевна Мочалова работала с Ярветом на съёмках
«Мёртвого сезона», и когда Юри Евгеньевич был в Ленинграде на гастролях, играя
Клавдия в «Гамлете», она привела его к Козинцеву и предложила его кандидатуру на
юродивого бродягу, прототипа бедного Тома. Юри Ярвет согласился исполнить эту
роль, хотя размер её был крохотным. Но когда Козинцев спросил у артиста, кого бы он
хотел сыграть в этом фильме, Ярвет тихим и спокойным голосом ответил: «Лира».
Режиссёр посмотрел на него внимательно и заметил, что у Ярвета очень характерное
лицо и необыкновенно ясные, светлые голубые глаза.
Роль короля Лира принесла ему мгновенную славу. В этой роли он далек от погружения
в пучину безумия как такового. Напротив, отбросив былые королевские регалии и
символы власти, герой Ярвета сбрасывал оболочку фальши, становясь просто
страдающим и сострадающим человеком. Умерев как король, Лир рождался заново как
человек, в жестоких и кровавых мучениях. Он заново учился мыслить, сопереживать
ближнему, познавать сложный и страшный мир человеческих страстей. Его слова
прозрения были больше похожи на внутренний монолог с собственной совестью, с
собственными ранами души. Ярвет сыграл человека, который учится мыслить. И кем бы
он ни был в прошлом, сам страдая в настоящем и видя страдания других, он становится
человечнее. Вместо кажущейся значительности перед нами чистая, действительно
большая человеческая душа. Таким сыграл короля Юри Ярвет, таким его хотел видеть
Козинцев.
Роль получила признание зрителя, а критики, как это и должно быть, возражали и
спорили по поводу трактовки образа. В Тегеране на Международном фестивале 1971 года
за исполнение роли Короля Лира Юри Евгеньевич Ярвет был назван лучшим актёром
года.
В числе последних работ признанного мастера - небольшая роль в фильме Георгия
Юнгвальда-Хилькевича "Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя".
Юри Ярвет умер в 1995 году. Может быть, потому что слава пришла к нему после сорока,
его и в 70 любили девушки.