Байкштите Гражина родилась 20 июля 1951 года в Вильнюсе.
С 1970 - 1972 г.г. - манекенщица Вильнюсского Дома моделей.
В 1972-1973 годах училась в Каунасском политехническом институте, параллельно была
солисткой ансамбля народного танца "Суктинис".
В 1977 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии
(мастерская С. Бондарчука и И. Скобцевой). До 2006 года работала актрисой на
государственной республиканской Вильнюсской киностудии. Актриса Каунасского
драматического театра.
В кино Гражина Байкштите снимается с 1972 года. В ее активе главные роли детективах
«
Шествие золотых зверей» (Нина Юрьевна) и «
Миллионы Ферфакса» (Миссис Ферфакс), фантастическом фильме «
День
гнева» (жена Бетли) и современной сказке «
Рок-н-ролл для принцесс» (волшебница Измора), музыкальной комедии «
Пока безумствует мечта» (баронесса Вера) и гангстерской саге «
Братья Рико» (Элис), биографической ленте «
Я - актриса» (Надежда
Скарская) и фантастической комедии «
Звездная командировка» (Эйглория).
Однако, несомненно лучшей ее работой в кино является роль Лоры Фэрли в
детективно-романтической мелодраме «
Женщина в
белом» (1981) по одноименному роману Уильяма Коллинза.
Помимо кинематографа Гражине Байкштите в 2002-2004 годах сотрудничала с журналами
«Мужчина и женщина», «Балтийская косметика», а с 2007 года работает журналистом в
журнале «Лилит».
В 2009 году Гражина Байкштите после долгого перерыва вновь появилась на российских
экранах. Она сыграла роль Христины в сериале «
Ермоловы».
Интервью Надежды Грихачевой в онлайн газета «Литовский курьер» с Гражиной
Байкштите: «По ту сторону кадра» от 04.04.2013 года.
Интервью со знаменитой актрисой советского и литовского кино Гражиной Байкштите
«ЛК» планировал еще в канун Международного женского дня. Но каждый раз
приходилось переносить встречу - у Гражины настолько плотный график, что выделить
свободный час для нашей беседы было нелегко.
Сейчас она активно работает в журналистике: пишет для одного литовского
журнала о людях, ставших легендами литовского искусства. Способность излагать
мысли на бумаге проявилась у будущей звезды экрана еще в школьные годы, но тогда
она даже не подозревала, что это может перерасти во что-то серьезное. Предпочла
актерский путь.
Но это было чуть позже. А после школы, решая куда поступить, выбрала языки.
- Стать актрисой я даже не мечтала, хотя к тому времени меня уже приглашали
сниматься в кино, - вспоминает Гражина. - Но серьезно к этому не относилась. Поэтому
попыталась поступить на английский язык, но провалилась на экзаменах. Чтобы год
не пропал зря, пошла работать манекенщицей в Вильнюсский Дом моделей. Я оказалась
самой молодой среди них - мне было 18, а им уже по 28 лет, и мне было непонятно, что эти
«старушки» здесь делают.
Работая в Доме моделей, я параллельно продолжала сниматься на разных киностудиях
страны: Молдова-фильм, Таллинфильм, Беларусьфильм. Вот тогда впервые и появилась
мысль, почему бы не попробовать стать профессиональной киноактрисой. Ведь,
снимаясь с такими звездами, как Лидия Смирнова, Виталий Соломин, Донатас Банионис,
я, не будучи профессионалом, очень неуверенно чувствовала себя на съемочной
площадке. Тем более по натуре я отнюдь не была смелой и буквально оправдывала свою
фамилию Байкштите, потому что слово «байкшти» ( baikšti - лит.) в переводе на русский
значит «пугливая». Уже позже во ВГИКе сокурсники, узнав, что означают мои фамилия
и имя, в шутку называли меня «пугливой красавицей».
В те времена в Москву поступать во ВГИК съезжались девочки и мальчики со всего
Советского Cоюза, и конкурсы на актерский факультет были огромными - 200 человек на
одно место! Если бы я не поступила во ВГИК с первого раза, вряд ли бы во второй раз
стала испытывать судьбу.
- В вашей победе решающую роль сыграл пусть небольшой, но уже опыт в
кино?
- Никакого плюса он мне не прибавил. Я об этом даже не могла говорить, потому что
знала, как Сергей Бондарчук, который набирал курс (и не только он), плохо относился
к тем, кто уже успел «испортиться», играя в кино. Зато то, что в свое время в Каунасе
я танцевала в ансамбле народных танцев, занималась пантомимой, мне пригодилось - у
меня хорошо была развита пластика. Чего не скажешь о голосе - он был очень тихим.
Тем не менее я прошла все конкурсные туры.
Сегодня говорить о том, была это судьба или нет - я не хочу. Это со стороны многим
кажется, что быть актрисой - удовольствие. Конечно, если это твоя любимая работа,
тебе нравится этим заниматься и еще за это платят деньги - очень хорошо. Но когда
ты молодой, ты не задумываешься о том, что будет после 30, 40 лет. Ты думаешь, что так
будет продолжаться всю жизнь - предложения будут сыпаться как из рога изобилия, а
ты можешь выбирать - где будешь сниматься, а где - нет.
- С кем вы учились на курсе?
- Моей лучшей подругой была Наталья Андрейченко. Мы очень дружили: она не раз
приезжала ко мне в Литву, если я бывала в Москве - непременно останавливалась у
нее. В общем, были не разлей вода. А потом она уехала в Америку, и мы долгое время не
общались. Последний раз я с ней виделась несколько лет назад в Москве: во ВГИКе
открывали памятную доску в честь Сергея Бондарчука. Тогда собрался весь курс. Еще
со мной учился покойный Андрей Ростоцкий, Татьяна Божок, Володя Новиков, Володя
Никитин. Многие из них сейчас больше работают на озвучивании фильмов.
- Кстати, об озвучивании. В фильмах, где вы снимались, вы говорите своим
голосом или «легкий прибалтийский акцент» не проходил?
- Нет. Всегда меня кто-то озвучивал. Хотя на занятиях по сценической речи я и моя
сокурсница чешка Аня Ветлинска учили отрывки по-русски гораздо чище и правильнее,
чем сами русские. Наш педагог Мария Ханова - «баба Маша» - так мы ее называли на
курсе, всегда нас хвалила: «Ну, наши иностранки - Драженочка (никак не могла
правильно выучить мое имя) и Аня просто замечательные».
После окончания ВГИКа я много снималась, очень часто приезжала в Москву, поэтому
даже мыслила по-русски. И сейчас есть некоторые выражения, которые я не знаю, как
сказать по-литовски. Но в кино, к сожалению, при озвучивании, когда говоришь в
микрофон, как бы ты ни старался, акцент все равно проявится. Поэтому меня
озвучивали русские актрисы Евгения Симонова, Наталья Фатеева.
Зато в сериале «
Ермоловы» в постановке Валерия Ускова и Владимира Краснопольского,
который в 2009 году вышел на экраны, я говорила своим голосом - специально ездила в
Москву на озвучивание.
- На предложение сниматься в сериале сразу согласились?
- Знаете, меня удивляет, когда в Литве молодой режиссер предлагает мне совсем
небольшую роль и при этом хочет еще делать кинопробы... В «
Ермоловых» должна была
сниматься Беата Тышкевич, но что-то у нее не сложилось. Тогда ассистенты и
предложили Краснопольскому мою кандидатуру на роль Христины. Здесь даже не стоял
вопрос о кинопробах - мне позвонили, я оформила срочную визу и уехала сниматься.
Съемка в фильме была для меня словно бальзам на сердце - снимали теми же методами,
что и в кино - с нормальными репетициями.
Кстати, я была и остаюсь единственной профессиональной киноактрисой в Литве. Как
смеется мой муж, со времен Витаутаса Великого. По крайней мере, я не слышала, чтоб
кто-то еще из Литвы окончил актерский факультет во ВГИКе. К сожалению, у нас в
Литве не ценят ни актеров, ни вообще людей искусства - ни на уровне государства, ни
просто в народе. Я спокойно езжу в общественном транспорте. Если бы я рассказала
об этом в Москве, мне бы никто не поверил. Потому что в России совершенно иное
отношение к звездам. Я уже не говорю о том, сколько актерам платят за съемки.
Просто стыдно.
- Вы работали со многими известными режиссерами. Снимались у Анатолия Эфроса
в фильме «В четверг и больше никогда». Говорят, что Анатолий Васильевич
как-то по-особому относился к актерам на съемочной площадке?
- Да. Я была просто влюблена в Эфроса. Тогда на встречу с ним на «Мосфильм» я пошла
вместе с Наташей Андрейченко. Опять же не было никаких проб, хотя я была всего лишь
студенткой 4-го курса. Правда, снимали на видеокамеру мои импровизации на заданные
Анатолием Васильевичем темы - про то, как я понимаю, по каким принципам создается
икебана, или мы просто разговаривали, рассуждали на абстрактные темы. По сценарию
Андрея Битова моей героиней должна быть грузинка Нана. Когда Эфрос меня утвердил,
мой персонаж переименовали в Гражину из Прибалтики. То есть роль делали уже под
меня. Хоть моя роль в фильме не была большой по объему, но она была значительной по
сюжету.
Съемки проходили в Москве на Арбате и в подмосковном Пущино. Эфрос настолько умел
раскрыть актера, находил подход к каждому. Например, гуляем с ним по заповеднику в
Пущино - я, Олег Даль, который играл моего мужа, Иннокентий Смоктуновский, Вера
Глаголева, а потом он неожиданно говорит: ну, все, снимаем, - и все легко переходило
в съемки. Он никогда не делал конкретных замечаний, говорил какими-то непонятными
междометиями, но все было предельно ясно.
- Вам не мешала известность?
- Я никогда не изображала из себя «недосягаемую звезду», не умела в отношениях
создавать неприступную стену. Дружеские отношения мне всегда нравились больше.
Да и у самой не было свойства преклоняться перед кем-то.
- Вы ушли из профессии на пике своей славы. Не было обидно?
- Это не совсем так. Мои лучшие роли были сыграны после рождения старшей дочери, а
мой золотой возраст в кино пришелся на период между 30-ю и 40 годами. Потом с
рождением второй дочери пришлось отказаться от съемок. Но я об этом совершенно не
жалею. Я не из тех актрис, которые ради карьеры жертвуют семейной жизнью, детьми. Я
знаю таких актрис, которым карьера была важнее всего на свете, но потом они жалели
об этом. Дети важнее карьеры. Другое дело, что муж - не родственник (смеется). Это у
меня так получилось, что мой муж задержался со мной на 40 лет (муж актрисы
талантливый литовский оператор Альгимантас Микутенас. - Прим. авт.). Но карьера -
это не то, ради чего надо жертвовать - она в любой момент может закончиться, а если
еще и детей нет, тогда ты остаешься совсем один. Понятно, дети вырастают и покидают
родительский дом. Но ты знаешь, что они есть.
- Чем занимаются ваши дочери?
- Старшая дочь Мария работает гидом. Младшая
Виктория - закончила
юридический и бизнес-колледж, училась в музыкальной школе по классу эстрадного
пения, а теперь работает в туристической компании.
Обе они, будучи маленькими, снимались со мной в кино: Мария - в фильмах «
Грядущему веку», «В воскресенье с 11 по 17», а
Виктория - в телевизионном
фильме «
Роже». Тем
не менее свою судьбу они не связали с актерством. Я не отговаривала их, мои девочки
сами видели, какое положение у актеров - сегодня ты востребован, завтра - нет. Нет
никакой уверенности в том, как сложится твоя карьера.
Актер - это не та профессия, на которой можно заработать у нас в Литве. Если бы мы с
мужем остались жить в Москве, все сложилось иначе. Конечно, могли остаться и
успешно там работать, но тогда даже мысли такой не возникало. Сейчас иногда
думаем, зря не остались, зря вернулись...
- Вас приглашают сниматься в России?
- Иногда звонят, предлагают роли, но как только заходит разговор о трудовом
договоре и других формальностях, связанных с вызовом на съемки иностранного
актера, продюсер склонен лучше отказаться от желаемого актера, чем иметь столько
сложностей и проблем. Хотя надежду я не теряю.
Поэтому мой приход в журналистику связан именно с периодом простоя в кино.
Началось с обычных переводов - переводила тексты с русского на литовский язык.
Потом постепенно начала писать статьи. Сначала для журнала «Мужчина и женщина»
(«Vyras ir moteris»), «Косметик Балтикум» («Kosmetik Balticum»), потом в другие журналы, а сейчас
пишу в журнал «Šeimininkė» («Хозяйка»).
Я и в политику попала от нечего делать. Мне так красиво расписали перспективу
членства в «Новом союзе», что не смогла удержаться, наивно полагая, что смогу
помочь литовской культуре. Зато вынесла для себя урок, что политическая
проституция гораздо хуже реальной.
- Совсем недавно в издательстве Tyto alba вышла ваша книга о режиссере Римасе
Туминасе с романтичным названием «Сад Римаса Туминаса» («Rimo Tumino sodas»). Почему
Туминас?
- Я долго думала, о ком могла бы написать книгу. Идею подсказал мой муж - напиши о
Туминасе. Тем более, что нас с ним связывала Москва. Мы учились в одно и то же время
- только я с мужем во ВГИКе, он - в ГИТИСе. Подумала, что российская культура нам
может быть близка. Целью моей книги не было писать о его спектаклях, рецензировать
их - я же не театровед. Хотелось именно раскрыть самого Туминаса, раскрыть при
помощи интервью с его коллегами, российскими звездами...
- Что хотели бы пожелать сами себе?
- Побольше успеха, везения. Это со стороны кажется, что я очень успешная. На самом
деле мне не так легко все дается в жизни. И не всегда моя дорога усыпана лепестками
роз...