Хидэаки Анно - японский режиссёр аниме и кинофильмов. Вегетарианец. Женат на
мангаке (человек, который рисует комиксы) Моёко Анно с 2002 года. Произведения,
режиссируемые Анно, отличаются жизненностью и реалистичностью передачи эмоций.
Одной из самых известных его работ является аниме-сериал «Neon Genesis Evangelion».
Ранние работы
Анно начал свою карьеру аниматора с работы над аниме-сериалом
«Гиперпространственная крепость Макросс» (1982-1983), но его талант оставался
незамеченным до его участия в 1984-м в создании фильма Хаяо Миядзаки «Навсикая из
долины ветров». Из-за нехватки художников-аниматоров, студия была вынуждена
поместить объявление о вакансиях в известном японском журнале "Animage". Анно, в то
время возрастом двадцать с небольшим, решив участвовать в конкурсе на место
художника, встретился с Миядзаки и продемонстрировал ему свои рисунки. Миядзаки
был удивлён качеством прорисовки, и подрядил Анно заниматься сложными сценами из
второй половины фильма.
Миядзаки и его компания остались весьма довольны работой Анно, но тот вскоре
после завершения «Навсикаи» устроился работать на небольшую анимационную студию
Gainax в качестве одного из режиссёров-постановщиков их первого полнометражного
фильма, «Wings of Honneamise» (1987, режиссёр Хироюки Ямага). Долгое время он оставался
ведущим аниме-режиссёром Gainax, отвечая за такие произведения, как «Gunbuster» (1988) и
«Nadia: The Secret of Blue Water» (1990-1991). Однако в процессе работы над «Надей» Анно впал в
продолжительную депрессию - немало этому способствовало и то, что сериал был
заказан японской телерадиовещательной компанией NHK как частичный ремейк фильма
Миядзаки «Castle in the Sky», что ограничило свободу творчества режиссёра в работе над
сериалом.
Neon Genesis Evangelion
Следующим проектом Анно стал «Neon Genesis Evangelion», (1995-1996), ставший впоследствии одним
из самых известных сериалов в истории аниме. В процессе создания сериала Анно
пытался оставить замкнутый стиль жизни отаку, считая его некой формой аутизма. По
этой и другим причинам, сюжет «Евангелиона» с течением времени становился все
более мрачным и психологичным, несмотря на то, что сериал делался в расчете на
детский таймслот. Анно считал, что незачем ограничивать подростков красивыми и
опрятными сказками, скрывая от них реалии жизни. Ближе к концу сериала
словосочетание «здравый смысл» было окончательно похоронено под надгробным
камнем психологизма, и последние две серии происходят в некотором роде внутри
сознания главного персонажа. Поначалу зрительский рейтинг сериала был не слишком
высок, однако после переноса показа во взрослый таймслот «Евангелион» был принят
куда лучше, и вскоре стал одним из самых рейтинговых сериалов в Японии.
По сообщению «Mainichi Shimbun», сериал стал популярен среди широкой возрастной группы,
хотя последние два эпизода демонстрирующие внутренний мир Синдзи вызвали среди
фанатов как положительные, так и отрицательные отзывы. Как сообщает Gainax, видя
успех сериала, студия анонсировала в 1996 году выход ещё одного финала -
«Компиляции» - и «Ещё одной заключительной серии». И весной и летом 1997 года
соответственно были показаны «Death and Rebirth» и «The End of Evangelion».
Последние работы
После завершения «Евангелиона» Анно режиссировал большую часть аниме-сериала «His
and Her Circumstances» - первой работы Gainax, являющейся прямой экранизацией, пока спонсор
сериала и мангака не решили объявить Анно отставку, оставив сериал его
заместителю, Кадзуе Цурумаки. После этого Анно опять занялся работой на Хаяо
Миядзаки и студию Ghibli, сняв несколько коротких анимационных фильмов,
демонстрируемых в Музее Ghibli.
Анно также занимался режиссированием игровых (live-action) полнометражных
кинофильмов, сняв в 1998 «
Love &
Pop», экранизацию романа Рю Мураками «Топаз 2» об эндзё-косай - «оплачиваемых
свиданиях» - популярном среди японской молодёжи виде проституции. Вторым игровым
фильмом Хидэаки стал «
Shiki-Jitsu» («
Ритуал», 2000), история аниме-режиссёра, влюбившегося в девушку,
страдающую потерей связи с реальностью. Фильм был создан на студии Studio Kajino
(дочерняя компания Studio Ghibli) по мотивам романа Аяко Фудзитани «Сон девушки, бегущей
от реальности» («Touhimu»). В главных ролях снялись известный японский режиссёр Ивай
Сюндзи и сама автор исходного романа - Аяко Фудзитани, дочь американского актёра
Стивена Сигала. В исходном романе главный герой не был режиссёром, его профессию
поменял сам Анно, и сложившийся в результате образ героя позволяет некоторым
критикам считать его отражением Хидэаки Анно.
Третьим игровым фильмом Анно стала выпущенная весной 2004 года экранизация манги
«Cutie Honey». Этот фильм, представляя собой несерьёзную картину о фантастической
супергероине, сильно контрастирует с его предыдущими, более реалистичными
работами в игровом кино. Позже в 2004 году, Анно руководил (не в качестве режиссёра)
выпуском трёхсерийного OVA-аниме «
Re: Cutie Honey». Режиссёрами трёх серий являются
Хироюки Имаиси (первая серия), Такамити Ито (вторая) и Масаюки (третья).
Хидэаки Анно выступил в качестве актёра в фильмах Кацухито Исии «
Cha no aji» («
Вкус чая», 2004) и «
Naisu no mori: The First
Contact» («Испуганный лес: Первый контакт», 2006). Во «Вкусе чая» он сыграл Касугабэ -
режиссёра аниме, в «Первом контакте» он также сыграл режиссёра аниме, но уже в
роли самого себя.
Хидэаки Анно озвучил главного героя в полнометражном аниме-фильме "Ветер
крепчает" (режиссёр Хаяо Миядзаки ).