Главная обольстительница 60-х, первой среди актрис она принесла на индийские
экраны ритмы буги-вуги и откровенные наряды. «Плохая» девчонка Болливуда -
Хелен.
Переворот, который она произвела в Болливуде сопоставим разве что со взрывом. И от
воздействия взрывной волны не могли укрыться даже в самых отдаленных уголках
Индии. Она пришла на экраны в начале 50-х, когда мир еще не успел оправиться от
последствий 2-й мировой войны. По всему свету зрители шли в кино, чтобы хоть
ненадолго забыть о тяготах и невзгодах своей обычной жизни и пережить волшебное
погружение в чудесный мир кино. Западные экраны наводнили пламенные красотки, их
называли секс-бомбами. Это было стремительное начало революции, которое потом
захватит весь мир и даже консервативную Индию. Хелен оказалась пионеркой этого
движения, звеном, соединяющий Болливуд и Голливуд, Восток и Запад. По началу то,
что она делала, повергло аудиторию в состояние шока. Раздеться и станцевать номер
в стиле кабаре, в то время, как главная героиня фильма - это воплощение чистоты и
непорочности, для этого требовалась огромная смелость. Она полностью и навсегда
изменила облик танца в индийском кино.
Детство Хелен прошло на грани нищеты, но если бы ни это обстоятельство, то во вряд
ли что-то заставило добропорядочную Хелен Ричардсон забыть обо всех условностях,
облачиться в кричащие одежды и вильнуть бедрами и пуститься в пляс.
Ранние годы
Она родилась в 21 ноября 1939 года в Бирме, в семье коренной бирманки и англо-индийца.
Такое редкое смешение генов подарило Хелен ее нетипичное для индианки внешность:
светлую кожу, европейские черты лица и в тоже время волнующе-раскосый разрез глаз.
Кроме Хелен в семье росли еще двое детей: Роджер и Дженнифер. Но именно на Хелен
лежала обязанность во всем помогать своей матери, она была старше, а отец сражался
на фронте 2-й мировой войны. Войне предстояло продлиться еще 2 года, когда в
северной Африке погиб лейтенант Ричардсон. Овдовевшая мать Хелен, приняла
решение переехать в Бомбей, в то время жить в Бирме становилось все труднее.
О подруге семьи - Куку
Вместе с ними поехала подруга семьи, молодая англичанка. Чье имя вместе со всеми
документами навсегда затерялось в водовороте военных событий, да ей оно было и не
нужно, друзья называли ее просто Куку. Под этим именем ее и узнали индийские
кинозрители. В густонаселенном Бомбее найти работу для беженцев казалось не
так-то просто. После нескольких месяцев полуголодной жизни мать Хелен устроилась
медсестрой, ее выручило знание хинди, но а Куку пошла работать в кабаре. Западный
стиль танца был в новинку для неискушенных индийцев и выступления Куку
пользовались большим успехом. Вскоре ей заинтересовался Болливуд, в то время
героини фильма могли быть только скромными домохозяйками или студентками, но
героям позволялось большее, например посетить ночной клуб или бар. Там-то они и
встречали раскрепощенную Куку.
По нынешним меркам танцы и внешний вид Куку ничуть ни выходит за рамки приличия,
но в Индии в те года на тот счет было иное мнение. Куку приобрела довольно
скандальную известность. Многих возмущало откровенность, с которой Куку в своих
номерах завлекала мужчин, а также ее независимая манера держаться. Ведь это было
совсем недопустимо для добропорядочной индианки.
Номера Куку пользовались большой популярностью, а также прекрасно оплачивались,
в то время как семья Ричардсон по-прежнему едва сводила концы с концами. Младшие
дети только пошли в школу, зарплаты медсестры не хватало даже на чечевицу, какие
там тетради, учебники.
Карьера
Хелен еще не было 12-ти, когда Куку предложила взять ее в ученицы. У Хелен не было
выбора, или съемки в массовке и ощутимая помощь семье или водянистая похлебка и
угрызения совести. Школа была оставлена навсегда, Хелен оказалась способной
ученицей и вероятно одной из первых индийских актрис, кто сначала освоил не
традиционный индийский, а вполне западный стиль танца. Куку способствовала
продвижению Хелен на экраны и в 1951 году она снялась в нескольких танцевальных
эпизодах, в том числе в знаменитом фильме «Бродяга» Раджа Капура. Кстати, под
знакомую всем песню «Раз, два, три!» танцует сама Куку.
Съемки в массовке следовали одна за другой и это стало для юной Хелен почти
рутиной, когда она получила предложение выступить в сольном танце в фильме
режиссера Амарнадха. Следующего приглашения пришлось ждать целых 2 года, на этот
раз от Нарайя Арора. Эти номера выделили Хелен из общей массы и открыли перед ней
неплохие перспективы.
В 1958 году вышел фильм «В путь, машина!» В первый и последний раз камера запечатлела
Хелен и Куку вместе, они исполнили завораживающий огненный танец. Для Куку это был
последний из танцевальных номеров, и этим своим появлением она словно передала
Хелен эстафетную палочку, ведь на экранах еще не было способных актрис на
подобные танцы.
Звездным часом Хелен стала ее роль в фильме «Мост Ховра / Howrah Bridge» 1958. Молоденькая
девушка а в платьице с короткими рукавами выходила навстречу моряку и пела
зажигательную песню « Меня зовут Чин чин чо» (Mera naam chin chin choo). Этот веселый твист в
одночасье стал народной мелодией, а Хелен, воплотившая новый тип героини - новой
болливудской находкой.
Впервые заметная роль была написана не для чистой и наивной индианки, а для
ветреной девчонки из кабаре, жаждущей от жизни лишь сиюминутных удовольствий.
Какие тут семейные ценности, преданность, самоотверженность, побольше
искрометного веселья, радости от жизни здесь и сейчас, вот к чему стремилась
героиня Хелен. В бедной, полуголодной Индии, где больше половины населения живет
за чертой бедности, Хелен полюбили именно за это. Она была как мечта о легкой, не
знающей забот жизни, где есть место лишь для любви, флирта и зажигательных танцев.
Но в начале 60-х такой тип героинь еще не мог занимать ведущих позиций в кино и
максимум, что получала Хелен, это второплановые роли в детективах. Станцевав на
барной стойке и обольстив непутевого героя, сыгранные ею девушки гибли как
мотыльки слишком близко подобравшись к окну.
В 1960 году Хелен попробовала себя в амплуа характерной актрисы. Она сыграла в
фильме Рама Мукхерджи. К несчастью. Фильм провалился и характерной актрисы из
Хелен не получилось. Но что касается ее обольстительных танцев, тут все просто
было феерично!
Российские кинозрители лучше знают Хелен по фильмам 70-х годов, но в родной Индии
подлинной властительницей танцевальных номеров она была именно в 60-е годы. Эта
ведущая искусительница экранов первой стала исполнять танец живота и этим еще
раз раздвинула границы допустимого. Не зря ее называли королевой кабаре! Но
уникальность Хелен заключалась в том, что при всей рискованности ее номеров, они
никогда не были вульгарные! Ее страстного образа словно не коснулся порок и
каким-то чудом Хелен являлась воплощенным желанием, не оскорбляя при этом
моральных устоев индийского общества.
Раз от раза танцы Хелен развлекали утомившихся после долгого перехода воинов или
вычурных королевских придворных или коварных бандитов, готовящихся к нападению
на мирную деревню. Невероятно! Просто восхитительное зрелище! И пожалуй не без
легкого привкуса запретности. Добропорядочные матери закрывали глаза
подрастающим сыновьям, жены недовольно поглядывали на мужей. Когда на экранах
появлялся тайный соблазн всех мужских сердец.
Имя Хелен печатали на афишах, даже когда на ее долю приходился один единственный
танцевальный номер. Часто сюжетные хитросплетения забывались зрителями через
пару часов после выхода из кинотеатра, но песни из номеров Хелен потом неделями
напевала вся Индия.
Время от времени Хелен продолжала сниматься в ролях второго плана, за 3 такие роли
она даже удостоилась номинации FilmFea, но все же наибольше признаний ей приносили
роли плохих девчонок. Однако Хелен не расстраивалась, ведь она могла позволить
себе все то, на что налагался строжайший запрет, когда речь шла о хороших героинях
первого плана. Блестящие наряды, яркий макияж, декольте, сигарета с мундштуками,
возможно, иногда это было на грани дурного вкуса, но почему-то именно образ Хелен
часто остается в памяти когда прочее воспоминание о фильме давно канули в реку.
Долгое время многие начинающие актрисы пытались копировать поведение, манеры и
стиль Хелен и очень долго эти попытки оставались безуспешными. Уникальная
харизма Хелен не поддается тиражированию. Раздеться и маняще улыбнувшись,
станцевать пламенный танец могла почти любая, но сделать это так заразительно как
Хелен не мог никто. Однако когда-нибудь ее безоговорочная власть неминуемо должна
была кончиться.
В начале 70-х про Хелен даже сняли 30-минутный документальный фильм, мало кто из
главных героев экрана удостоился такой чести, но для Хелен этот период
ознаменовался большими трудностями, в Болливуд пришло новое поколение
молоденьких танцовщиц. Они посмотрели множество западных фильмов, они первыми
надели мини-юбки, они выросли на ее танцевальных номерах и составили достойную
конкуренцию неподражаемой Хелен.
Личная жизнь
Много лет Хелен пыталась сама зарабатывать себе на хлеб и теперь испытывала
серьезные финансовые затруднения. Неожиданно на помощь Хелен пришел
Салим Кхан - этот знаменитый сценарист, творящий в паре с Джаведом
Ахтаром обеспечил Хелен роли в нескольких фильмах, в том числе в знаменитой
картине «
Месть и закон».
Цыганский танец Хелен, один из самых ярких номеров, принадлежащих золотому веку
Болливуда. Вероятно во время съемок этой картины между Хелен и Салимом начался
роман, вызвавший в Болливуде массу сплетен и кривотолков, ведь Салим был женатый,
у него росло трое детей. Однако Салим Кхан, как истинный мусульманин решил
жениться на Хелен, не разводясь с первой женой. Свадьба состоялась в 1981 году. Хелен
жила в отельном доме, отношения между его 2-мя семьями были вначале напряженными.
Но сейчас дети Салима говорят, что полюбили вторую жену отца и называют её
матерью. У Хелен своих детей нет, и они с Салимом удочерили девочку по имени
Арпита.
Уход из мира Болливуда и возвращение
Прежняя королева эпатажа решила оставить Болливуд, но Салим настоял, что уход ее
должен запомниться поклонниками не меньше, чем начало ее триумфального пути.
Специально для Хелен Салим написал роль Камини в фильме «
Главарь
мафии». Она вложила в этот танец всю себя. Сложности и тяготы пути танцовщицы,
радость от признания публики и сладостная горечь от последнего танца. Для героини
Хелен он мог стать последним в жизни, для нее последним появлением перед камерой.
Болливуд много видел пронзительных мгновений, но равных этим надо еще поискать.
Финальным аккордом ее карьеры стало получение в следующем году заветной
статуэтки Filmfea за роль в фильме Махеша Бхата. После этого у нее было ещё несколько
эпизодических появлений на экране, но вряд ли это можно сравнить с былым накалом
ее рабочего распорядка.
Затихли ноты финального аккорда и вдруг мелодия зазвучала вновь - Хелен вернулась
на экраны. Произошло это в 1996 году. Прежняя женщина-вамп оказалась отличной
характерной актрисой. После этого она получила еще несколько приглашений на
характерные роли. Особенно зрителям запомнилась директриса женской школы из
фильма «
Влюбленные». А в 1998 году за 1 год до своего 60-летия Хелен получила
почетную премию Filmfea за вклад в индийское киноискусство. По словам Хелен,
получение этой награды одна из самых больших радостей в ее жизни.
Она сама не знает в каком количестве фильмов она сыграла, но по самым скромным
подсчетам, число их перевалило за 500, при этом с годами слава Хелен ничуть не
померкла. До сих пор молодые актрисы копируют ее номера. Айшвария Рай и Урмила
Матондкар выступают с ними на сцене, а Карина Капур выступает в собственной
вариации в ремейке «Главаря мафии». Это лучшее подтверждение тому, что
зажигательные танцы Хелен навсегда останутся в памяти зрителей.
Кто-то может считать ярко-рыжие волосы, красные ногти и откровенные наряды
свидетельством дурного вкуса, но Хелен из тех, кто может устанавливать свои
правила, даже в изменчивом и непредсказуемом Болливуде. В конце концов семена
чувственности взошедшие на современных индийских экранах посеяла именно Хелен.