Фердинанд Мариан (нем. Ferdinand Marian, настоящая фамилия Хашковец, нем. Haschkowetz; 14 августа
1902, Вена - 7 августа 1946, Дюрнек, ныне в составе Фрайзинга) - немецкий актёр
австрийского происхождения.
Фердинанд Хашковец родился 14 августа 1902 в Вене.
Его отец, чей псевдоним он позднее использовал, был басом в Венской народной
опере, мать была тоже певицей. Фердинанд посещал реальное училище, обучался
инженерному делу в «технологическом ремесленном музее» (высшей технической
школе) в Вене, жил на случайные заработки.
В 1924 году отец устроил его в городской театр Граца. Как характерный актёр Мариан
выступал затем в театрах Трира, Ахена, Мёнхенгладбаха, Мюнхена, Гамбурга.
В 1933 году Мариан дебютировал в кино в фильме Курта Бернхардта «
Туннель» по роману
Бернгарда Келлермана.
В 1937 году к нему пришел крупный успех благодаря фильмам «
Мадам Бовари»
(режиссёра Герхарда Лампрехта, с участием Полы Негри) и «
Хабанера» (с Царой Леандер).
(В 1949 году «
Мадам Бовари»
демонстрировался в Советском Союзе в качестве трофея.)
В 1938 году Хайнц Хилперт пригласил его в Немецкий театр в Берлин.
С 1942 года Мариан часто бывал в Праге, где он снимался в некоторых поставленных там
фильмах. В конце 1944 года перебрался в Австрию. После окончания Второй мировой
войны жил в Мюнхене, затем во Фрайзинге.
Как правило, Мариан выступал в роли элегантных негодяев и любимцев женщин. Внешне
привлекательный, внутренне холодный и испорченный - в соответствии с этом клише
его использовали в двух антибританских фильмах: «
Лиса из Гленарвона» (Der Fuchs von Glenarvon, 1940) - в роли мирового судьи и «Дядюшка
Крюгер» (Ohm Krüger, 1941) - в роли Сесиля Родса.
После Второй мировой войны оба фильма демонстрировались в Советском Союзе в
качестве трофеев: «
Лиса из Гленарвона» в 1949 году под названием «Возмездие», «Дядюшка
Крюгер» - в 1948 году под названием «Трансвааль в огне».
Между этими двумя работами Мариан исполнил ещё одну роль, которая после 1945 года
стала его клеймом: роль придворного советника Оппенгеймера в антисемитском
фильме «
Еврей Зюсс» (Jud Süß, 1940) Файта Харлана. Зюсс Мариана был наделен
исключительным отрицательным обаянием, демонизмом, сексуальностью.
В своих мемуарах Файт Харлан подробно описал драматическую сцену назначения
Мариана на эту роль, разыгравшуюся в кабинете министра пропаганды Йозефа
Геббельса.
После этого Мариан снимался только в далеких от политики развлекательных
фильмах, в том числе «
Романс в
миноре» (1943) Хельмута Койтнера.
Фердинанд Мариан, женатый на актрисе Марии Бык, погиб 7 августа 1946 года в
результате автомобильной катастрофы под Мюнхеном. Так как в силу участия в фильме
«
Еврей Зюсс» после Второй мировой войны он получил запрет на профессию,
возникли слухи о том, что он покончил жизнь самоубийством.