Благопристойность - отнюдь не главная добродетель героинь Сарандон. Они добры,
честны, открыты, импульсивны, но никак не благопристойны. "Уже давно имя "Сарандон"
превратилось в глазах публики в синоним таких понятий, как секс, сумасбродство,
фривольность, смелость, каприз", - пишет журнал "Америкен филм". Этому немало
способствует и личная жизнь актрисы, отмеченная бесчисленными любовными
романами.
Сьюзен Сарандон (Sarandon, Susan). Настоящая фамилия: Томэлинг. Родилась 4.10.1946 в большой
католической семье, где было 9 детей, в городке Эдисон (шт. Нью-Йорк).
Студенткой Вашингтонского католического университета случайно попала на пробы к
фильму "Джо" (1970) и получила роль юной наркоманки, которая убегала из дому и
погибала вместе со своими друзьями-хиппи от рук собственного отца и его
приятеля.
Фильм имел громкий успех, Сьюзен решила стать актрисой. О серьёзной кинокарьере
она впервые задумалась, выйдя замуж за актера Криса Сарандона .
Вопреки общепринятой практике она не пошла в драматическую школу, а предпочла
учиться прямо на съемочной площадке. Правда, ее возможности были весьма
ограниченными, поскольку по большей части ей приходилось изображать наивных,
чуть нелепых инженю с нескладной угловатой фигуркой ("Первая полоса", 1974; "Любим
Молли", 1975; "Стрекоза", 1975; "Великий Уолдо Пеппер", 1975; "Большая полицейская облава на
дороге", 1976; "Другая сторона полуночи", 1977). И лишь в фильме "Атлантик-сити",
восемнадцатом по счету в ее творческой биографии, она предстала как интересная,
привлекательная актриса.
Тоненькая, высокая, с пышной огненной шевелюрой и проникновенным трепетным
взглядом широко распахнутых наивных глаз, Сьюзен Сарандон мало соответствует
американскому идеалу женской красоты, а неизменная сигаретка в руке и изрядные
дозы спиртного, потребляемые ее героинями, не позволяют заподозрить в ней
сторонницу здорового образа жизни. Работавшие с ней режиссеры утверждают, что
своим интуитивным подходом к роли она близка европейским актерам, а ее лучшие
работы появились в сотрудничестве с иностранными режиссерами - французом Луи
Малем ("Прелестный ребенок", 1978; "Атлантик-сити", 1980), англичанином Тони Скоттом
("Голод", 1983), австралийцем Джорджем Миллером ("Иствикские ведьмы", 1987), англичанином
Ридли Скоттом ("Тельма и Луиза", 1991).
Сенсацией стало появление актрисы в "вампирском" фильме "Голод", где она
встретилась с Катрин Денев, образовав замечательный дуэт. Причем холодность
французской звезды выгодно подчеркнула теплоту, мягкость, чувствительность,
непосредственность и восприимчивость американской исполнительницы. "Голод"
окончательно закрепил за Сарандон репутацию фривольно-смелой звезды. Так что,
когда австралийский режиссер Джордж Миллер начал снимать фильм "Иствикские
ведьмы", у него не существовало сомнений, что одну из ведьм должна сыграть
Сарандон. Она продемонстрировала в этом фильме столько юмора, изящества и грации,
что без труда затмила снимавшихся рядом с ней Шер и Пфайффер и показала себя
достойной партнершей бесподобного дьявола-Николсона.
Заметным явлением в творческой биографии актрисы стала лента "Тельма и Луиза".
Образ официантки Луизы заставляет вспомнить другую героиню Сарандон - Салли
Мэтьюз из "Атлантик-сити". Прошедшие десять лет ожесточили ее сердце, вконец
расстроили нервы. Видя, как случайный знакомец насилует ее подругу Тельму, она
убивает негодяя. Нормальная жизнь кончается и - преступление следует за
преступлением. В конечном итоге подруги предпочитают убить себя, но только не
попасть в руки полиции. Сьюзен Сарандон создает образ самостоятельной, умной,
смелой, абсолютно бескомпромиссной женщины, предпочитающей смерть унылому
прозябанию. Подспудно этот мотив присутствовал во многих работах актрисы, однако
открытую форму он обрел только в фильме "Тельма и Луиза".
Европейские режиссеры помогли Сьюзен Сарандон найти свой стиль и экранный имидж.
Любопытно, что соотечественники актрисы подошли к нему с большой осторожностью и
постарались ввести ее в русло привычных канонов. Незадачливая дикторша
телевидения, чей возлюбленный бросает ее ради другой женщины ("Любовные пары", 1980).
Стенографистка, в одиночку воспи тывающая сына и мечтающая избавиться от опеки
матери ("Система друзей", 1984). Спившаяся официантка из придорожной забегаловки
("Белый дворец", 1990). Ни одной актрисе не приходилось так часто исполнять роли
официанток. Для американского кино это не просто профессия. Это - социальный
статус одинокой женщины, не имеющей перспектив. Особенно красноречива судьба
Норы Бейкер, героини фильма "Белый дворец". Муж исчез в неизвестном направлении,
семнадцатилетний сын умер от наркотиков и алкоголизма. Жизнь этой сорокалетней
"соломенной вдовы" проходит среди казенного уюта меблированных комнат. Пьяная
Нора повисает на молодом человеке, всеми силами стремясь привязать его к себе.
Благопристойность - отнюдь не главная добродетель героинь Сарандон. Они добры,
честны, открыты, импульсивны, но никак не благопристойны. "Уже давно имя "Сарандон"
превратилось в глазах публики в синоним таких понятий, как секс, сумасбродство,
фривольность, смелость, каприз", - пишет журнал "Америкен филм". Этому немало
способствует и личная жизнь актрисы, отмеченная бесчисленными любовными
романами. Режиссер
Пол Мазурский
признался, что это обстоятельство и побудило его снять Сьюзен в роли Ареты в
фильме "Буря" (1982). "Арета - раскрепощенная женщина. Она дает свой ключ каждому,
кто этого пожелает, и в этом очень похожа на Сьюзен. Ведь ей достаточно взглянуть
на кого-нибудь, чтобы тотчас завести роман".
Со своими двумя детьми Сьюзен Сарандон живет в Гринвич-вилидж, отдавая немало
времени "зеленому движению".