Пётр Ильич Чайко́вский (1840 - 1893) - русский композитор, дирижёр, педагог,
музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из
величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе
10 опер и 3 балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, 7 симфоний (6
пронумерованных и симфония «Манфред»), 4 сюиты, программная симфоническая музыка,
балеты «
Лебединое
озеро», «
Спящая
красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный
вклад в мировую музыкальную культуру.
Брат драматурга и музыкального критика Модеста Ильича Чайковского.
Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в
музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей
трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных
произведений.
Ранние годы
Пётр Ильич Чайко́вский родился 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1840 года в селении
при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его
отец - Илья Петрович Чайковский (1795-1880) - выдающийся русский инженер, был сыном
Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка Полтавского
полка, близ г. Полтавы. Чайковский происходил от православных шляхтичей
Кременчугского уезда и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек.
Илья Петрович, отец композитора, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге,
был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после
недолгого брака, в 1833 году женился на 20-летней Александре Андреевне Ассиер (1813-1854),
внучке французского скульптора Мишеля-Виктора Асье (Michel Victor Acier), моделиста
фарфоровой мануфактуры в Мейсене (Саксония), и дочери крупного таможенного
чиновника Андрея Михайловича (Михаэля-Генриха-Максимилиана) Ассиера, приехавшего
в Россию в качестве учителя французского и немецкого языка и в 1800 г. принявшего
русское подданство.
В 1837 году Илья Петрович Чайковский с молодой женой переехал на Урал, куда получил
назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был
вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году -
сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и
Модест появились на свет в 1850 году.
Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме
стоял механический орган - оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр
впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто
доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и
крестьян. Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в 5 лет он начал
играть на фортепиано, а через 3 года читал ноты и записывал свои музыкальные
впечатления.
В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году - в Санкт-Петербург.
Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году
родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения,
находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2
года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище
составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной
травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой,
которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист
и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь
у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора
стал Рудольф Кюндингер.
Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал
работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный
театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и
Глинки.
Музыкальная деятельность
В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а
после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из
первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были
Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн
(оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке.
В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав
кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы - увертюра к
пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в
оперу «
Воевода».
По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в
Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии,
теории и инструментовки в только что основанной консерватории.
В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с
группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на
разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские
отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету
главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и
Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал
ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).
В том же году познакомился с Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и, как
утверждается, закодировал её имя в текстах «Концерта для фортепиано с оркестром
№ 1» и симфонической поэмы «Фатум». Они планировали пожениться, но 15 сентября 1869
года Дезире неожиданно вышла замуж за испанского певца-баритона Мариано
Падилью-и-Рамоса. Спустя 19 лет, в октябре 1888 года, Чайковский по просьбе Дезире
написал Шесть романсов Op. 65.
1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают
историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы.
В это время он пишет такие сочинения, как оперы «
Опричник» и «Кузнец Вакула»,
музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «
Лебединое
озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый
фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три
струнных квартета и другие. К этому же периоду относится написанная по заказу
организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия
рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского; она была впервые исполнена 31
мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом
(дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).
С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей
репутацию лево-либерального органа печати.
В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «
Евгений
Онегин», импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине
Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Брату он писал, что одной из целей
женитьбы является избавление об обвинений в гомосексуальности: «я хотел бы
женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной
твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения
людям, мне близким». Однако, гомосексуальность композитора стала причиной того,
что брак через несколько недель распался, по мнению ряда искусствоведов этот факт
биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств
супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно. Брак этот оказался
крайне несчастливым; связанные с ним переживания чуть не довели Петра
Чайковского до самоубийства. В 1878 он фактически бежал из России и в течение
нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и
Италии).
В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и
материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, одна из
богатейших женщин России, вдова крупного промышленника, с которой Чайковский в
1876―1890 годы вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена
одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877). В 1880 году за
увертюру «1812 год» Чайковский получил орден Святого Владимира I степени.
В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной
деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка
Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей
жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится
Государственный дом-музей П. И. Чайковского.
Зарубежные гастроли
С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки
укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими
музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак,
Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.
Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих
произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и
Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках
композитора). В Нью-Йорке он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на
открытии Карнеги-холла.
В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за
девять дней до своей кончины ― 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во
втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая»
симфония.
Личная жизнь. Смерть
Несмотря на факт (неудачной) женитьбы, Чайковский был гомосексуалистом (как и его
брат Модест). В семье Чайковского считали, что первый гомосексуальный опыт
Чайковский пережил в училище, в 13-летнем возрасте со своим однокашником, будущим
поэтом А. Н. Апухтиным (сам Апухтин тогда уже был в связи с классным наставником).
Н.Н.Берберова отмечает, что «тайна» Чайковского стала широко известна после 1923 г.,
когда был опубликован дневник композитора конца 80-х гг., переведенный на
европейские языки; это совпало с пересмотром взглядов на гомосексуальность в
европейском обществе.
Вечером 31 октября 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный
петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки,
где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал
принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую
ситуацию в городе по холере, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и
выпил.
Утром 1 ноября композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который
поставил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа
пополуночи 25 октября (6 ноября) 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в
квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской улице.
Вынос тела и погребение состоялись 28 октября (9 ноября) 1893 года; все расходы на
погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его
Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр
(Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы;
«стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра
Ильича». Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.